суббота, 16 февраля 2013 г.


О соотношении профессиональной и информационной компетентности педагога


Володин Е.Ю.
Информационно-методический центр
Спасского муниципального района РТ

Когда 1 января 2001 года, люди проснулись, то вдруг обнаружили, что оказались не просто в новом тысячелетии, а в совершенно новой эпохе, которую «объявили» постиндустриальной или информационной. Конечно, этот переход осуществился (осуществляется) не вдруг и не сразу, но круглая дата, несомненно, сыграла роль. Добавим к этому широкое распространение по всему миру персональных компьютеров и средств телекоммуникации, которые по своему воздействию на человечество можно поставить в один ряд с такими эпохальными изобретениями как письменность и книгопечатание.
Все это, конечно, потребовало переосмысления всех ценностей, материальных и духовных, накопленных человечеством; потребовало срочно старые парадигмы заменить новыми. И неважно, что парадигма - это такая субстанция, которая не поддается велению сверху. Главное, чтобы процесс пошел. И он пошел! Во всех сферах человеческой деятельности, в том числе, и в образовании. Появилось много новых слов и терминов для описания этого процесса: информатизация, компьютеризация, модернизация, инновация, оптимизация, реструктуризация, реформирование, мониторинг, менеджмент, тренинг, кастинг, интерактивность, мультимедиа и т.д. и т.п. Учителя скоро поголовно будут называться уже не учителями, а тьюторами. А для характеристики их деятельности вместо хорошего, ёмкого слова профессионализм, «изобрели» профессиональную компетентность. Когда про учителя говорят «он - профессионал своего дела», то этим все сказано. А если «он профессионально компетентен», то так и подмывает спросить: в чем же именно?
Ведь профессиональная компетентность  (от лат. competo - соответствовать, подходить) учителя - понятие многогранное. Так, исследователь А.С.Белкин насчитывает аж 70 таких компетентностей-соответствий педагога [«Педагогическая компетентность». Екатеринбург, Издательский отдел УрГПУ, 2003г.] Назовем лишь некоторые. Когнитивная компетентность - наличие необходимых знаний; функциональная - способность действовать, выполнять свои обязанности; нормативная - объем полномочий и степень ответственности; и даже личностная - набор качеств и черт характера человека, которые позволяют ему быть успешным в той или иной сфере. В ряду этих и других компетенций сегодня особо выделяют компетентность информационную.

Нынешнее состояние человеческой цивилизации можно охарактеризовать как процесс, в котором решающая роль отводится количеству и качеству накопленной информации, ее свободой и доступностью. Становление информационного общества потребовало обеспечить адекватность образования динамичным изменениям, происходящим в природе и обществе, стремительному развитию новых информационных технологий. Вот почему особое значение приобретает организация информационного образования и повышения информационной компетентности преподавателя.
В «Проекте профессионального стандарта педагогической деятельности» говорится о знании педагогом современных достижений в области методики обучения, в том числе и использование новых информационных технологий в учебном процессе, современных методов обучения. [Кузьминов Я.И. Профессиональный стандарт педагогической деятельности (проект) // Вестник образования. 2007 г. № 7]
Информатизация образования проявляется через комплекс мер по преобразованию педагогических процессов на основе внедрения в обучение информационно-коммуникационных технологий и технических средств. В связи с этим изменяются и сами методы, формы и содержание обучения, призванные повысить и расширить способность учителя к эффективному осуществлению профессиональной деятельности. К сожалению, когда говорят об информационной компетентности, то зачастую имеют в виду лишь использование компьютерных информационных технологий, которые подразумевают знание компьютера, умение пользоваться мультимедийным оборудованием, осуществлять поиск информации в Интернете и так далее, вплоть до умения создавать презентации и web-сайты. Доходит даже до того, что на курсах повышения квалификации учителей рисования учат создавать анимацию и работать со слоями в photoshop\'е! Можно подумать, это будет способствовать приобщению школьников к мировой художественной культуре.
Все дело в том, что внедрение новых информационных технологий в образовательный процесс носит подчас «насильственный» характер - типичный признак «детской болезни». Хотя, с другой стороны, это можно объяснить и так называемым «эффектом Чернышевского». Николай Гаврилович писал: «Чтобы выпрямить палку, нужно ее гораздо перегнуть на другую сторону». Хорошо помню время, когда и учителя, и ученики начали создавать свои первые презентации в PowerPoint. Там все крутилось, вертелось, стреляло и булькало. Картинки непременно появлялись откуда-то из «подворотни». И это все непременно заканчивалось «бурными и продолжительными аплодисментами». Вот точно такую же «презентацию» пытаются сейчас создать в сфере информатизации образования. Короче, «детская болезнь». Ждем-с...

Сейчас стало модным проводить сравнительные исследования по уровню владения компьютерной техникой учителей со стажем и молодых педагогов. Так и без всяких специальных исследований уже заранее можно  предсказать результат. Учителя, получившие образование в «докомпьютерную» эпоху, несомненно, испытывают затруднения как при работе на компьютере, так и в его применении в учебном процессе. Но... уровень их профессионально-педагогической компетентности почти всегда оказывается выше, чем у недавних выпускников, которые уверенно владея современными техническими средствами, имеют проблемы с планированием, организацией, содержательным наполнением урока, а главное - его результатами. И, тем не менее (!), они находятся в более выгодном положении, например, при аттестации. Неоднократно приходилось наблюдать такие ситуации, когда ученики на уроке математики блестяще решали сложнейшие логарифмические уравнения, однако учителю при «разборе полетов» ставили в упрек неиспользование им компьютера. (А всего лишь надо было спроецировать через медиапроектор задание на экран. Умные учителя так и поступают). Но, извините, это уже совсем другая игра, и к настоящему профессионализму она никакого отношения не имеет. Профессионализм - это всегда результат! Образно выражаясь, неважно, каким концом было разбито яйцо, лишь бы внутреннее содержимое не пострадало.
Таким образом, можно констатировать, что в настоящее время еще не разработана полностью система, обеспечивающая эффективное использование компьютерной техники. И здесь, на наш взгляд, главное не столько в том, чтобы помочь учителю технически освоить компьютер, сколько в том, чтобы помочь ему присвоить информационную компетентность, т.е. помочь выработать внутреннюю мотивацию, потребность и готовность к проведению урока с использованием ИКТ, потому что это позволит расширить границы его общей профессиональной компетентности, а значит, послужит, в конечном итоге, повышению качества образования.
С понятием «информационная компетентность» тесно связано понятие «информационная культура», которая является важнейшим компонентом духовной культуры общества в целом и отдельной личности в частности, независимо от профессии (согласитесь, абсурдно говорить об информационной культуре педагога), так как это понятие надпрофессиональное. Не вдаваясь в подробности, информационную культуру можно определить как общее представление человека об информационных процессах в окружающем мире; умение адекватно формулировать свою потребность в информации; эффективно осуществлять поиск нужной информации; умение отбирать, перерабатывать и оценивать информацию. Все это, в общем, общеизвестно, но есть еще один критерий информационной культуры, который обычно обходят стороной: экономия времени (личного или рабочего) при работе с информацией.  Неважно, осуществляется ли ее поиск, отбор или подготовка документа. Один лишь пример. Понаблюдайте за работой секретаря. Практически во всех документах ей приходится набирать текст типа «Начальник отдела образования Исполнительного комитета ... муниципального района ... (Ф.И.О.)». И она его НАБИРАЕТ! Но ведь есть такие мощные средства работы с документами как шаблоны, стили, автозамена и, наконец, автоматическое создание макросов, которые позволяют существенно сэкономить время, особенно вкупе со «слепой» десятипальцевой печатью.
Еще на одном аспекте информационной культуры хочется остановиться. Это этикет  деловой электронной переписки. Уже давно выработаны правила работы с электронной почтой. Но «воз и ныне там». Очень раздражают письма, которые приходят «без темы» («no subject» - а на нет, как известно, и суда нет), без текстового сопровождения и с прикрепленными файлами объемом в 10-15 Мб (как правило, это документы в формате pdf с неудобоваримыми названиями вроде «pub12345» и с многочисленными таблицами, предназначенными для заполнения. А чтобы заполнить, их нужно заново набирать в текстовом редакторе. Или использовать программу FineReader с последующей корректировкой. Кроме того, присланные материалы, как правило, нужно еще и перенаправить в образовательные учреждения. Здесь мы опять сталкиваемся с фактором экономии времени. Понятно, что если на документе стоят печать и подпись руководителя организации, то без сканирования здесь не обойтись. Но таблицы и приложения вполне можно пересылать в обычном word-формате.)
А ведь правила деловой электронной переписки очень просты. Вот основные из них.
  1. Всегда указывайте тему письма.
  2. Будет очень вежливо с вашей стороны, если вы черкнете несколько строк в поле для письма. Хотя бы «Здравствуйте!» и немного о содержимом прикрепленных файлов. Не забудьте при этом очистить поле от рекламы.
  3. Осторожно пользуйтесь кнопкой Ответить (Re: - Replay). При ответах не отправляйте обратно адресату его исходное письмо полностью. Оставьте лишь те строки, которые действительно требуют ответа. Как правило, этим несомненным удобством электронной почты лучше всего пользоваться, чтобы уведомить вашего корреспондента, что его письмо получено.
  4. Ну и, конечно, соблюдайте по возможности правила орфографии и пунктуации.

Таким образом, вопросы формирования информационной культуры, наряду с профессиональной и информационной компетенциями, обязательно должны найти свое отражение на курсах повышения квалификации работников образования, независимо от преподаваемого предмета.

А что Вы думаете по поводу?



































































7 комментариев:

  1. Согласна с автором статьи. Вопрос формирования информационной культуры очень важен. И информационная компетентность педагога станет ярким примером, совершенствующим информационную культуру ученика.

    ОтветитьУдалить
  2. Рады приветствовать Ольгу Михайловну в нашем информационном пространстве!

    ОтветитьУдалить
  3. Я тоже считаю,что надо сначала прививать информационную культуру, а потом пускать детей к компьютерам. И делать это необходимо уже в садике.

    ОтветитьУдалить
  4. Ольга Михайловна! Вы подняли очень важную тему! Спасибо за полезные советы, опубликованные в статье!

    ОтветитьУдалить